Красное, Желтое, Синее и Черное…

Выставка Пит Мондриан и группа De Stijl в Gemeentemuseum Den Haag

Piet Mondrian (1872-1944) – талантливый художник, один из основателей и участников объединения нидерландских художников и архитекторов De Stijl (Стиль) в Лейдене и журнала с таким же названием. В 1917 году в первом номере De Stijl Мондриан опубликовал свою статью Неопластицизм в живописи. Он изложил принципы и приемы Nieuwe beelding (новой образности): «Прояснение идеи уравновешенности средствами живописи имеет огромное значение для человечества. Визуализация этой идеи должна показать, что хотя человеческая жизнь в настоящее время обречена на хаос, она, тем не менее, в глубине своей основывается на уравновешенности». Живописная композиция по-мондриановски строится на пересечениях горизонтальных и вертикальных линий; колорит – на красных, желтых, синих цветах, и добавлять к ним возможно только черный и белый.

Эстетика неопластицизма и ее визуальный язык оказали прямое влияние на развитие искусства и архитектуры ХХ века. И в этом личная заслуга каждого из «стилевцев»: они сообща написали восемь параграфов Манифеста о художественном мировоззрение неопластицизма. Архитектор, живописец, поэт Тео ван Дусбург (настоящее имя – Christian Emil Marie Küpper) издавал и редактировал журнал De StijI с самого начала и до своей смерти в 1931 году. Именно ему был посвящен последний номер журнала, вышедший в 1932 году. В программной статье На пути к пластической архитектуре идеолог De Stijl озвучил принципы нового формообразования: пространственный контраст, пространственный диссонанс и пространственная завершенность.

В 1930 году в своем журнале Art concret (вышедшем всего один раз) художник подробно писал о новом формальном приеме, контракомпозиции. Он предлагал использовать диагональ как стилеобразующий элемент в архитектуре и дизайне, живописи и графике. Его тезисы об интегральности цвета в архитектуре стали своего рода учебным пособием для развития архитектурной колористики XX века.

Над оформлением и, зачастую, контентом, журнала De Stijl трудился харизматичный, венгерский художник Хусар Вилмош (Huszаr Vilmos, 1884 – 1960). Он занимался живописью и скульптурой, участвовал в оформлении павильонов Всемирной выставки в Берлине.

Барт ван дер Лек (Bart van der Leek,1876 – 1958) создавал абстрактные композиции, используя метод геометрической стилизации при изображении вполне реальных объектов. Минимализм, как основной художественный прием, возможно, исходил от прикладной профессии Барта ван дер Лека, мастерски владевшего техникой витража.

Дом Шредера (Утрехт, 1924 год), основное здание Музея Ван Гога в Амстердаме, (1963-1964 год), знаменитый красно-синий стул (1918 год, MoMA, Нью-Йорк) являются уникальными объектами новейшей архитектуры XX века. Их автор – Геррит Ритвельд (Gerrit Rietveld, 1888 – 1964) – незаурядная личность, профессиональный архитектор, креативный дизайнер из Нидерландов. Он инициировал и организовал в 1951году ретроспективную выставку объединения De Stijl в Амстердаме, Венеции и Нью-Йорке, ставшую событием №1 для архитекторов, дизайнеров, художников, историков искусства. По проекту Геррита Ритвельда в 1960-е годы построено в Амстердаме высшее учебное заведение изящных искусств и дизайна – Rietveld Academie. Удивительно, но факт: даже 50 лет спустя, здание нисколько не теряется в соседстве с объектами новейшей архитектуры.

Якобс Ауд (Jacobus Johannes Pieter Oud, 1890 – 1963) – выдающийся архитектор, непосредственный участник процесса рождения, утверждения и развития «интернационального» стиля в архитектуре первой половины XX века. Ауд был одним из наиболее трудолюбивых и заметных участников объединения De Stijl.

Экспозицию работ Мондриана и группы De Stijl дополняет выставка произведений современной английской художницы Бриджет Райли (Bridget Louise Riley, 1931) – одной из крупнейших представителей оп-арта (сокращённый вариант от англ. optical art – оптическое искусство). В своих картинах Райли на основе экспериментов с взаиморасположением различных графических элементов создает иллюзорные оптические эффекты движения, мерцания света и цвета. Объединение в одном пространстве выставок Мондриана и Райли демонстрирует связь времен и удивительную созвучность, казалось бы, совершенно разных художников.

Коллекция Gemeentemuseum Den Haag, содержащая самое большое число (примерно 300) работ Пита Мондриана и значительное собрание произведений художников круга De Stijl, безо всякого преувеличения, уникальна. Особенно ценно, что все эти произведения «не уходят на десятилетия» в запасники. Из них собирают удивительные выставки, которые путешествуют по всему миру.

  • Жерар Хопдейк. Портрет Пита Мондриана

    Жерар Хопдейк. Gerard Hopdijk. Портрет Пита Мондриана в парижской студии. 1927, х., м.

  • Piet Mondrian. Composition with large red plane

    Пит Мондриан. Piet Mondrian. Composition with large red plane, yellow, black, gray and blue. 1921

  • Piet Mondrian. Composition with red, blue, black

    Пит Мондриан. Piet Mondrian. Composition with red, blue, black, yellow and gray. 1921, х., м.

  • Piet Mondrian. Composition No 3

    Пит Мондриан. Piet Mondrian. Composition No 3 with colors planes. 1917, х., м.

  • Piet Mondrian. Composition with lines and colors

    Пит Мондриан. Piet Mondrian. Composition with lines and colors III. 1937, х., м.

  • Piet Mondrian. Painting No 4

    Пит Мондриан. Piet Mondrian. Painting No 4. 1914, х., м.

  • Piet Mondrian. Checkerboard composition

    Пит Мондриан. Piet Mondrian. Checkerboard composition with dark colors. 1919, х., м.

  • Piet Mondrian. Composition with red, yellow, black

    Пит Мондриан. Piet Mondrian. Composition with red, yellow, black and gray. 1921, х., м.

  • Piet Mondrian. Model of l’Ephemere

    Пит Мондриан. Piet Mondrian. Model of l’Ephemere est Eternel. 1926

  • Piet Mondrian. Victory Boogie Voogie

    Пит Мондриан. Piet Mondrian. Victory Boogie Voogie. 1942-44

  • Piet Mondrian. Composition with yellow lines

    Пит Мондриан. Piet Mondrian. Composition with yellow lines. 1933, х., м.

  • Theo van Doesburg. Card Players

    Тео ван Дуйсбург. Theo van Doesburg. Card Players. 1917, х., м.

  • Theo van Doesburg. Composition XVII

    Тео ван Дуйсбург. Theo van Doesburg. Composition XVII. 1919, х., м.

  • Vilmos Huszar. Composition II Skaters

    Вилмош Хусар. Vilmos Huszar. Composition II Skaters. 1917, х., м.

  • Vilmos Huszar. Mechanical dancing figure

    Вилмош Хусар. Vilmos Huszar. Mechanical dancing figure. 1922

  • Bart van der Leck. Artillery Training

    Барт ван дер Лек. Bart van der Leck. Artillery Training. 1911, х., м.

  • Bart van der Leck. Footballers and Referee

    Барт ван дер Лек. Bart van der Leck. Footballers and Referee. 1913, х., м.

  • Peter Alma. Transport

    Петер Альма. Peter Alma. Transport. 1924, х.м.

  • Oud. Витирна для рестарана De Unie

    Якобс Ауд. J.J.P. Oud. Витирна для рестарана De Unie в Роттердаме. 1924

  • Gerrit Rietveld. Детское кресло

    Геррит Ритвельд. Gerrit Rietveld. Детское кресло. 1921

  • Gerrit Rietveld. Красно-синий стул

    Геррит Ритвельд. Gerrit Rietveld. Красно-синий стул. 1918

  • Piet Zwart. Кухня дома Брунзель

    Пит Цварт. Piet Zwart. Кухня для семьи Брунзель. 1938

  • Huszar, Klaarhamer. Спальня дома Брунзель

    Вилмош Хусар, П.Клархамер. Спальня мальчиков для семьи Брунзель. 1919

  • Piet Mondrian. Макет студии

    Пит Мондриан. Piet Mondrian. Макет студии на Рю де Депар. 1926.

  • Robert van ‘t Hoff. Villa Huis ter Heide

    Роберт ван’т Хофф. Robert van‘t Hoff. Villa Huis ter Heide. 1918

  • Paul Schuitema. Рельефные буквы

    Поль Схейтема. Paul Schuitema. Рельефные буквы. 1930

  • Bridget Riley. Descending

    Бриджет Райли. Bridget Riley. Descending. 1965, лак на доске

  • Bridget Riley. White discs 2

    Бриджет Райли. Bridget Riley. White discs 2. 1964, акрил.

  • ridget Riley. Two reds with violet

    Бриджет Райли. Bridget Riley. Two reds with violet. 2008, х., м.


Возврат к списку