Русский модерн

Выставка «Русский модерн: на пути к синтезу искусств». 26 октября 2021 – 30 сентября 2022 года. Третьяковская галерея

Выставка «Русский модерн: на пути к синтезу искусств» проходит в рамках проекта «Третьяковская галерея открывает свои запасники». На время проведения масштабной выставки Михаила Врубеля в Новой Третьяковке освободившиеся залы постоянной экспозиции заняли произведения, созданные русскими художниками в конце 1890-х – 1910-х годах. Крупноформатное панно «Принцесса Грёза», единственное произведение Врубеля, оставшееся в музее в Лаврушинском переулке, вписано в контекст эпохи наряду с произведениями других мастеров русского модерна.

Знаменитые работы и забытые шедевры визуализируют многоликость стиля модерн в России и открывают широкому кругу посетителей новые имена. Название выставочного проекта характеризует идеи связи пластических искусств, литературы, музыки и театра, типичной для эпохи рубежа веков. Многие художники, занимавшиеся сценографией, «реализовали» опыт оформления театральных постановок в станковую живопись. Законы монументального искусства, как средство организации архитектурно-пространственной среды, когда глубина пространства достигается не за счет прямой перспективы, а путем расширения цветовой поверхности, повлияли на живописные произведения авторов. Принцип плоскостности изображения стал одной из причин создания и распространения картин-панно. Это подтверждают в экспозиции панно М.А. Врубеля, К.Ф. Богаевского, И.И. Бродского, А.Я. Головина, А.И. Савинова. Специально к открытию выставки была проведена реставрация панно «Вечер на берегу озера» (1897) Ф.В. Боткина, почти забытого ныне художника, работы которого высоко ценил С.П. Дягилев. Так Третьяковская галерея заново открывает публике имя этого талантливого мастера эпохи модерна.

Тема синтеза искусств продолжается в галерее прижизненных портретов ярких представителей Серебряного века А.А. Ахматовой (1914), Н.С. Гумилёва (1909) кисти О.Л. Делла-Вос-Кардовской, М.А. Кузмина (1910) работы А.Я. Головина, А. Белого (1907), выполненного скульптором А.С. Голубкиной, В.И. Иванова (около 1920), написанного Н.П. Ульяновым. Судьбы художников и поэтов тесно переплетались, они часто встречались на литературных и музыкальных вечерах. Приятельские и дружеские отношения давали художникам возможность «приоткрывать внутренний мир человека, изображенного на полотне».

Стиль модерн присутствовал и в пейзажной живописи конца 1890-х – 1910-х годов. К.Ф. Богаевский в своих пейзажах отражал личные впечатления от произведений мастеров итальянского Возрождения, французского классицизма и немецкого романтизма. М.А. Волошин называл произведения Богаевского историческим пейзажем, аргументируя тем, что на полотнах художника восточный Крым предстает как древняя Киммерия. Богаевский, изображая пейзаж, глядит на него сквозь призму прошлого и буквально воссоздает личное представление о том, как эта земля, ее горы, небо, море и реки выглядели столетия назад. Подчеркивая фантастичность реального пейзажа, Богаевский, по сути его мифологизирует.

Жизнерадостным элегизмом проникнуты работы А.И. Савинова 1909–1911 годов, созданные автором в период путешествий по Италии как пенсионера Императорской Академии художеств. Его работа «На балконе» (1909) с идеалистически возвышенной трактовкой натурных мотивов, живописная техника, напоминающая неровную поверхность старой фрески, написана в жанре картины-панно. В этом случае можно говорить о театрализации сюжета: девушка словно предстает на сцене на фоне декораций, изображающих цветущую южную природу. Ароматы лимонных и апельсиновых деревьев Капри, смешанные с запахом моря, роз и «еще чего-то, что несется со всего цветущего, зеленого острова», синтезировались в архетипический образ сада – сада творческой мечты.

В работе И.И. Бродского «Италия» (1911) многоцветие и декоративность «сплелись» со столь характерным для искусства модерна интересом к художественным традициям прошедших эпох. Художник проводил лето на Капри в гостях у А.М. Горького, там и написал это полотно, изобразив на нем себя и близких. Чувство восхищения щедростью южного края превратила это произведение в гимн щедрости средиземноморской природы. Цветовая гамма легкой, почти невесомой живописи, имеет сходство со средневековыми гобеленами. На картине рождается образ райского сада, в котором царят гармония и радость.

Отечественные художники рубежа XIX–ХХ веков активно осваивали европейские традиции, следуя по пути интернационального модерна, отличающегося многообразием типологических форм. Мастера модерна, обращаясь к идеям символизма, не просто наполняли свои композиции образами-символами, но преображали реальность во имя достижения художественной истины. Погружающие в мир грез произведения, как редко покидающие запасники Третьяковской галереи, так и хорошо знакомые публике в постоянной экспозиции, показывают российский модерн во всем его многообразии.

  • Михаил Врубель. Принцесса Грёза. 1896

    Михаил Врубель. Принцесса Грёза. 1896

  • Открытие выставки

    Открытие выставки

  • Александр Савинов. На балконе. 1909

    Александр Савинов. На балконе. 1909

  • Александр Савинов. Крестьянский мальчик под яблоней. 1907

    Александр Савинов. Крестьянский мальчик под яблоней. 1907

  • Александр Головин. Умбрийская долина. 1910-е

    Александр Головин. Умбрийская долина. 1910-е

  • Александр Головин. Ф.И. Шаляпин в роли Олоферна. 1908

    Александр Головин. Ф.И. Шаляпин в роли Олоферна. 1908

  • Александр Головин. Болотная заросль. 1917

    Александр Головин. Болотная заросль. 1917

  • Александр Головин. Портрет поэта М.А. Кузьмина. 1910

    Александр Головин. Портрет поэта М.А. Кузьмина. 1910

  • Исаак Бродский. Италия. 1911

    Исаак Бродский. Италия. 1911

  • Федор Боткин. Вечер на берегу озера. 1897

    Федор Боткин. Вечер на берегу озера. 1897

  • Федор Боткин. Женский силуэт. 1897

    Федор Боткин. Женский силуэт. 1897

  • Федор Боткин. Портрет неизвестной. 1900

    Федор Боткин. Портрет неизвестной. 1900

  • Николай Андреев. Портрет М.Э. Ушаковой. 1915-1916

    Николай Андреев. Портрет М.Э. Ушаковой. 1915-1916

  • Николай Андреев. Портрет Ванды Ландовской. 1907

    Николай Андреев. Портрет Ванды Ландовской. 1907

  • Николай Андреев. Портрет Зои Покровской. 1904

    Николай Андреев. Портрет Зои Покровской. 1904

  • Николай Андреев. Портрет Л.И. Рыбаковой. 1904-1905

    Николай Андреев. Портрет Л.И. Рыбаковой. 1904-1905

  • Ольга Делла-Вос-Кардовская. Портрет Гумилева. 1909

    Ольга Делла-Вос-Кардовская. Портрет Гумилева. 1909

  • Ольга Делла-Вос-Кардовская. Портрет Ахматовой. 1914

    Ольга Делла-Вос-Кардовская. Портрет Ахматовой. 1914

  • Константин Богаевский. Утро. 1910

    Константин Богаевский. Утро. 1910

  • Константин Богаевский. Берег моря. 1907

    Константин Богаевский. Берег моря. 1907

  • Анна Голубкина. Портрет Андрея Белого. 1907

    Анна Голубкина. Портрет Андрея Белого. 1907

  • Анна Голубкина. «O, да!» 1913

    Анна Голубкина. «O, да!» 1913

  • Николай Ульянов. Портрет Бальмонта. 1909

    Николай Ульянов. Портрет Бальмонта. 1909

  • Николай Ульянов. Портрет В.И. Иванова. 1920

    Николай Ульянов. Портрет В.И. Иванова. 1920

  • Николай Ульянов. Портрет А.Н. Бурышкиной. 1910-е

    Николай Ульянов. Портрет А.Н. Бурышкиной. 1910-е

  • Николай Ульянов. Принцесса. 1905

    Николай Ульянов. Принцесса. 1905

  • Василий Денисов. Птица Сирин. 1914

    Василий Денисов. Птица Сирин. 1914

  • Василий Денисов. Пещера. 1906

    Василий Денисов. Пещера. 1906

  • Василий Денисов. Грех. Фантастический танец. 1904

    Василий Денисов. Грех. Фантастический танец. 1904

  • Василий Денисов. Памяти Врубеля. 1910

    Василий Денисов. Памяти Врубеля. 1910


Возврат к списку

Поделиться