Романтизм в России и Германии

Выставка «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии». Новая Третьяковка, 23.04 – 08.08.2021

Мечты о Свободе. Романтизм в России и Германии – самый крупный международный выставочный проект в истории Третьяковской галереи, посвященный данной теме. Его разработали в сотрудничестве с Государственными художественными собраниями Дрездена. Это позволило масштабно сопоставить в едином пространстве искусство эпохи романтизма в России и Германии. Проект проходит в рамках Года Германии в России 2020/2021 под патронатом Министерства иностранных дел Германии и Министерства иностранных дел Российской Федерации.

Экспозиция объединяет работы выдающихся художников первой четверти XIX века: Каспара Давида Фридриха (Caspar David Friedrich, 1774–1840), Филиппа Отто Рунге (Philipp Otto Runge 1777–1810), Иоганна Овербека (Johann Friedrich Overbeck, 1789–1869), Александра Иванова (1806–1858), Алексея Венецианова (1780–1846), Ореста Кипренского (1782–1836), Карла Брюллова (1799–1852) и многих других. На выставке представлено более 300 произведений, примерно 200 живописных полотен, рисунки, архивные материалы и уникальные экспонаты из десятков немецких и российских собраний. Она позволяет «раскрыть» романтизм как художественное направление во всей многогранности, «обозначив» точки сближения и различия.

Русского поэта В.А. Жуковского и немецкого живописца К.Д. Фридриха, чьи картины украшали личные покои императорской семьи, связывала, многолетняя дружба. Как художник, он прославился своими философскими пейзажами – «ландшафтами души», воплотившими философское постижение мира. Гениальный русский живописец Александр Иванов, в течение всей жизни старался создать новый язык религиозного искусства и воплотить в нем глубокое погружение и проникновение в смыслы евангельской истории.

Романтизм зародился в Германии в начале XIX века и стал новым направлением, противоположным классицизму и Просвещению. Эпоха романтизма представляет новый этап развития искусства и связана с поисками духовной и творческой свободы. Многие исследователи оценивают данный период как «точку отсчета» в формировании современного мировоззрения. Такая интерпретация позволила кураторам «придать неожиданный поворот всей концепции выставки». То есть, расширив традиционные хронологические рамки, выстроить диалог между полотнами мастеров XIX века и проектами художников нашего времени, в чьем творчестве импульс романтизма воплотился особенно ярко. Произведения Гвидо ван дер Верве (Guido van der Werve), Джеймса Тарелла (James Turrell) Николая Полисского, Хироси Сугимото (Hiroshi Sugimoto), Андрея Кузькина, Сьюзен Филипс (Susane Phillipsz), Вольфганга Тильманса (Wolfgang Tillmans) помогут зрителям увидеть романтизм глазами человека XXI века и воспринять его уникальность «вневременной характер».

Особый элемент и отдельный этап в создании предстоящей выставкой – сама экспозиция с уникальным архитектурным решением. Это предложение всемирно известного архитектора Даниэля Либескинда (Daniel Libeskind), утверждающего, что «Архитектор – профессия, в которой вы просто обязаны верить в будущее».

Проект «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии» объединяет две выставки, одну из них покажут в Москве, а другую – в Дрездене. А также серию образовательных мероприятий, кинопоказы, лекции, концерты, и международную научную конференцию.

  • Каспар Давид Фридрих. На паруснике. 1818-1820

    Каспар Давид Фридрих. На паруснике. 1818-1820

  • Максим Воробьев. Дуб, раздробленный молнией. 1842

    Максим Воробьев. Дуб, раздробленный молнией. 1842

  • Карл Готфрид Траугот Фабер. Вид на Дрезден. 1824

    Карл Готфрид Траугот Фабер. Вид на Дрезден. 1824

  • Василий Тропинин. Портрет Арсения Тропинина. 1818

    Василий Тропинин. Портрет Арсения Тропинина. 1818

  • Каспар Давид Фридрих. Двое мужчин, созерцающих луну. 1820

    Каспар Давид Фридрих. Двое мужчин, созерцающих луну. 1820

  • Алексей Венецианов. На жатве. Лето. Сер. 1820-х

    Алексей Венецианов. На жатве. Лето. Сер. 1820-х

  • Теодор Ребениц. Италия и Германия. 1835

    Теодор Ребениц. Италия и Германия. 1835

  • Орест Кипренский. Читатели газет в Неаполе. 1831

    Орест Кипренский. Читатели газет в Неаполе. 1831

  • Александр Иванов. Мужская правая рука. Пер. пол. 1840-х

    Александр Иванов. Мужская правая рука. Пер. пол. 1840-х

  • Юхан Кристиан Даль. Дрезден при свете полной луны. 1839

    Юхан Кристиан Даль. Дрезден при свете полной луны. 1839

  • Неизвестный художник. Отражение в зеркале. Вт. четв. XIX в.

    Неизвестный художник. Отражение в зеркале. Вт. четв. XIX в.

  • Людвиг Рихтер. Переправа у замка Шрекенштайн. 1837

    Людвиг Рихтер. Переправа у замка Шрекенштайн. 1837

  • Антон Иванов-Голубой. Переправа Гоголя через Днепр. 1845

    Антон Иванов-Голубой. Переправа Гоголя через Днепр. 1845

  • Орест Кипренский. Портрет В.А. Жуковского. 1816

    Орест Кипренский. Портрет В.А. Жуковского. 1816

  • Каспар Давид Фридрих. Богемский ландшафт.

    Каспар Давид Фридрих. Богемский ландшафт.

  • Карл Густав Карус. Прибой на Рюгене. 1819

    Карл Густав Карус. Прибой на Рюгене. 1819


Возврат к списку

Поделиться