Образы страсти Пикассо

Выставка Пабло Пикассо «Страсть. Кровь. Вино. Женщина» в Altmans Gallery в ТДЦ «Новинский»

«Я изображаю мир не таким, каким его вижу, а таким, каким его мыслю»

Pablo Diego José Francisco de Paula Juan Nepomuceno María de los Remedios Cipriano de la Santísima Trinidad Mártir Patricio Ruiz y Picasso

О Пикассо говорят, что «история, кажется, не знала художника, творчество которого вызывало бы столько споров». Подобно художникам эпохи Возрождения, «неистовый гений XX века» был живописцем, графиком, скульптором, мастером керамики и театральных декораций. В сентябре 1936 года Пикассо, официально назначенный директором музея Прадо (он был в этой должности до окончания Гражданской войны в Испании), занимался дизайном испанского павильона и написал всемирно известную «Гернику» для Всемирной выставки в Париже в 1937 году.

В московской Altmans Gallery, при поддержке Instituto Cervantes (Институт Сервантеса) проходит выставка Пабло Пикассо «Страсть. Кровь. Вино. Женщина». В четырех разделах экспозиции: «Сюита Воллара», «Лисистрата», «Быки и тореадоры», «Кармен» представлены графические произведения и керамика, позволяющие в полной мере оценить парадоксальную «разноликость художника».

Коллекция «Сюита Воллара» состоит из 97 гравюр и 3 портретов Амбруаза Воллара (Ambroise Vollard) – парижского торговца предметами искусства, организовавшего первую выставку Пикассо в Париже в 1901 году. Он заказал ему серию гравюр, получивших название «сюита». Один портретов Воллара, которой Пикассо создал в 1910 году, находится в Москве, в коллекции ГМИИ им. А. С. Пушкина. Большая часть работ «сюиты» – офорты, остальные выполнены сухой иглой и акватинты. Примечательно, что художник самостоятельно изучал сложные графические процессы и экспериментировал с различными материалами, искал новый изобразительный язык. Сюжеты гравюр впечатляют своим разнообразием: «Мастерская скульптора», «Рембрандт» и «Коррида», «Битва любви» и «Портреты Воллара», жанровые сценки, история Пигмалиона и Галатеи. После смерти Воллара в 1939 году, маршан Анри Петье (Henri Petiet), ставший владельцем «Сюиты», начал продавать разрозненные гравюры всем желающим. В наше время, во всем мире есть всего несколько музеев, обладающих полноценными собраниями «Сюиты Воллара».

В 1934 году Пикассо создает гравюры в технике офорта по мотивам пьесы Аристофана «Лисистрата» (Разрушительница войны). В основе сюжета – действия возмущенных греческих женщин, захвативших Акрополь, требуя прекратить Пелопонесскую войну между Спартой и Афинами, длившуюся 27 лет. Прототипом для женских образов в иллюстрациях была его возлюбленная Мария-Тереза Вальтер «ставшая светлым видением юности, всегда находившимся на заднем плане, но в пределах досягаемости, питавшим его творчество».

Для Пикассо было очень важным собственное мифотворчество, проявлявшееся в многообразии сюжетов, любимых образов, героев мифологии. В Древней Греции во время буфонии (празднование в честь Зевса во время сбора урожая), был обязательный обряд ритуального состязания с быком и принесением его в жертву. Обряд, трансформировавшийся на протяжении веков в испанскую корриду, является одним из самых узнаваемых символов Испании. Пикассо, завсегдатай и знаток коррид, в начале 60-х годов века создает графическую серию «Быки и тореадоры» (Toros y Toreros).

Пикассо был великолепным мастером такого сложносочиненного жанра, как Livre d'artiste (Книга художника). К лучшим его работам относятся оформление «Двенадцати поэм» великого испанского поэта Гонгоры (Luis de Gongora y Argote, 1561-1627), 125 литографий для сборника стихов «Песнь мертвых» Пьера Реверди (Pierre Reverdy). В 1948 году Пикассо создал знаменитую серию литографий и гравюр «Кармен», по мотивам новеллы П. Мериме, повторно изданную в 1960 году. Образ Кармен был навязчивой идеей Пикассо, на протяжении всей его творческой жизни. Он создал более 200 работ в разных техниках, связанных с этим произведением Мериме.

Пикассо постоянно искал синтез новых форм и материалов. Именно керамика, визуализирующая в одном объекте живопись и пластику, в 60-е годы XX века становится особо значимой в его творчестве. Он лепил и расписывал тарелки, кувшины, горшки, превращая утилитарные предметы в произведения декоративно-прикладного искусства. Излюбленными «моделями» Пикассо были голуби и совы, он изображал их в разных стилях, техниках, материалах.

Выставка в Altmans Gallery в Новинском пассаже продлится до 22 октября.

  • Пабло Пикассо. Серия «Кармен»

    Пабло Пикассо. Серия «Кармен». 1960, гравюра

  • Пабло Пикассо. Серия «Кармен»

    Пабло Пикассо. Серия «Кармен». 1960, литография

  • Пабло Пикассо. Серия «Кармен»

    Пабло Пикассо. Серия «Кармен». 1960, гравюра

  • Пабло Пикассо. Серия «Кармен»

    Пабло Пикассо. Серия «Кармен». 1960, гравюра

  • Пабло Пикассо. Серия «Кармен»

    Пабло Пикассо. Серия «Кармен». 1960, гравюра

  • Пабло Пикассо. Серия «Быки и тореадоры»

    Пабло Пикассо. Серия «Быки и тореадоры». 1961, литография

  • Пабло Пикассо. Серия «Быки и тореадоры»

    Пабло Пикассо. Серия «Быки и тореадоры». 1961, литография

  • Пабло Пикассо. Серия «Быки и тореадоры»

    Пабло Пикассо. Серия «Быки и тореадоры». 1961, литография

  • Пабло Пикассо. Серия «Сюита Воллара»

    Пабло Пикассо. Серия «Сюита Воллара». 1933, офорт

  • Пабло Пикассо. Сиеста. «Сюита 347»

    Пабло Пикассо. Сиеста: Две женщины. «Сюита 347». 1968, офорт

  • Пабло Пикассо. Сова. 1956, Курочка. 1954

    Пабло Пикассо. Сова. 1956, Курочка. 1954, керамика

  • Пабло Пикассо. Фавн. 1956, Лицо. 1956

    Пабло Пикассо. Фавн. 1956, Лицо. 1956, керамика

  • Пабло Пикассо. Серия «Лисистрата». 1934, офорт

    Пабло Пикассо. Серия «Лисистрата». 1934, офорт

  • Пабло Пикассо. Серия «Лисистрата». 1934, офорт

    Пабло Пикассо. Серия «Лисистрата». 1934, офорт

  • Пабло Пикассо. Серия «Лисистрата». 1934, офорт

    Пабло Пикассо. Серия «Лисистрата». 1934, офорт

  • Пабло Пикассо. Серия «Лисистрата». 1934, офорт

    Пабло Пикассо. Серия «Лисистрата». 1934, офорт

  • Пабло Пикассо. Серия «Лисистрата». 1934, офорт

    Пабло Пикассо. Серия «Лисистрата». 1934, офорт

  • Во время открытия выставки Пабло Пикассо

    Во время открытия выставки Пабло Пикассо


Возврат к списку