Иллюминаторы завтрашних городов

Выставка «ВХУТЕМАС-100. Иллюминаторы завтрашних городов. Архитектурный факультет». Государственный музей архитектуры. 26 февраля – 23 мая 2021

К столетнему юбилею ВХУТЕМАСа (Высших художественно-технических мастерских) Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева подготовил выставку «ВХУТЕМАС-100. Иллюминаторы завтрашних городов. Архитектурный факультет». Она должна была открыться в ноябре 2020 года и продолжить серию выставочных проектов, посвященных истории ВХУТЕМАСа. Но в связи с пандемией и новыми ограничениями, выставку перенесли на 2021 год.

ВХУТЕМАС – многопрофильное высшее учебное заведение, образовавшееся в 1920 году, на волне реформирования художественного образования в стране. Система преподавания, созданная здесь, кардинально отличалась от предыдущей, и транслировала идею универсальности художественных законов. Творчество не мыслилось без практики, и должно было решать насущные утилитарные вопросы. Архитектурный факультет занимал особое место в структуре ВХУТЕМАСа. Все его преподаватели были практикующими архитекторами. «Во ВХУТЕМАСе, как и в немецком Баухасе, разрабатывалась инновационная система преподавания художественных дисциплин, – подчеркивает куратор выставки Полина Стрельцова. – Две школы возникли одновременно и получили мировую известность и признание. Но в отличие от Баухаса, где делался упор на подготовку универсальных специалистов по работе со средой – художников-дизайнеров, во ВХУТЕМАСе архитектурный факультет с момента образования школы занимал лидирующие позиции».

Выставка в Музее архитектуры представляет творческую методику преподавания архитекторов, демонстрируя их личные проекты, созданные за время 10-летнего существования ВХУТЕМАСа (с 1927 года – ВХУТЕИНа). Экспозиция построена на основе хронографа, «аккумулировавшего» основные этапы архитектурной деятельности ВХУТЕМАСа. В их числе важные вехи насыщенной жизни факультета, находившегося в процессе постоянного поиска новых алгоритмов работы и разработки актуальной для эпохи архитектурной пропедевтики.

Визуально экспонаты «распределены» на разделы, представляющие проекты определенной мастерской. Нередко, за время деятельности архитектурного факультета, происходили «перегруппировки», но кураторы выставки Полина Стрельцова и Ирина Чепкунова, выделяют основные мастерские и направления факультета. Это мастерские Алексея Щусева, Ивана Жолтовского (Моисей Гинзбург, Сергей Чернышев), Новой академии (Илья Голосов и Константин Мельников), основоположников отечественного градостроительства (Владимир Семенов, Борис Коршунов), конструктивистов (Леонид и Александр Веснины, Иван Леонидов), рационалистов (Николай Ладовский, Владимир Кринский), реставрационные школы (Иван Рыльский, Сергей Торопов).

На выставке представлено более 200 экспонатов, в их числе – архитектурная графика и живопись, макеты, фотографии и другие подлинные материалы из фондов Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева, Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ), Музея архитектуры и дизайна УрГАХУ, архива семьи А.В. Щусева, архива семьи Ф.О. Шехтеля, архива семьи С.Е. Чернышева, Канадского центра архитектуры (CAA).

  • А.А. Веснин. Проект оформления здания ВХУТЕМАСа к 10 годовщине Октябрьской революции. Эскиз. 1927

    А.А. Веснин. Проект оформления здания ВХУТЕМАСа к 10 годовщине Октябрьской революции. Эскиз. 1927

  • К.С. Мельников. Дворец Труда в Охотном ряду. Москва. Конкурсный проект. 1923. Перспектива

    К.С. Мельников. Дворец Труда в Охотном ряду. Москва. Конкурсный проект. 1923. Перспектива

  • К.С. Мельников. Памятник Х. Колумбу в Санто-Доминго. Конкурсный проект. 1929. Фасад

    К.С. Мельников. Памятник Х. Колумбу в Санто-Доминго. Конкурсный проект. 1929. Фасад

  • И.А. Голосов. Городская хлебопекарня (вариант). 1920. Фасады, аксонометрия

    И.А. Голосов. Городская хлебопекарня (вариант). 1920. Фасады, аксонометрия

  • И.А. Голосов. Конный завод в Останкино. Конкурсный проект. 1922. Фасад, план

    И.А. Голосов. Конный завод в Останкино. Конкурсный проект. 1922. Фасад, план

  • Неизвестный автор. Отвлеченное задание на выявление геометрических свойств формы. Начало 1920-х

    Неизвестный автор. Отвлеченное задание на выявление геометрических свойств формы. Начало 1920-х

  • М.П. Коржев. Производственное задание на выявление массы и веса. Склад. 1922

    М.П. Коржев. Производственное задание на выявление массы и веса. Склад. 1922

  • А.А. Веснин. Абстрактная композиция. 1921

    А.А. Веснин. Абстрактная композиция. 1921

  • А.А. Веснин. Обнаженная натура. Конец 1910-х – начало 1920-х

    А.А. Веснин. Обнаженная натура. Конец 1910-х – начало 1920-х

  • И.А. Голосов. Электробанк. Москва. Конкурсный проект. 1926. Перспектива

    И.А. Голосов. Электробанк. Москва. Конкурсный проект. 1926. Перспектива

  • М.Я. Гинзбург. Дом Правительства. Алматы, Казахская ССР

    М.Я. Гинзбург. Дом Правительства. Алматы, Казахская ССР

  • А.В. Щусев. Библиотека им. В.И. Ленина. Конкурсный проект. 1920. Перспектива

    А.В. Щусев. Библиотека им. В.И. Ленина. Конкурсный проект. 1920. Перспектива

  • А.В. Щусев. Дом Госпромышленности. Харьков. 1925. Аксонометрия

    А.В. Щусев. Дом Госпромышленности. Харьков. 1925. Аксонометрия

  • И.И. Леонидов. Дворец культуры Пролетарского района. Москва. 1930. Конкурсный проект

    И.И. Леонидов. Дворец культуры Пролетарского района. Москва. 1930. Конкурсный проект

  • Н.А. Ладовский. План реконструкции Москвы («Парабола»).1932. Генплан

    Н.А. Ладовский. План реконструкции Москвы («Парабола»).1932. Генплан

  • С.Е. Чернышев, В.В. Семенов-Прозоровский. Планировка Магнитогорска. 1930. Конкурсный проект

    С.Е. Чернышев, В.В. Семенов-Прозоровский. Конкурсный проект планировки Магнитогорска. 1930

  • С.А. Торопов. Проект включения церкви Николая Чудотворца в Мясниках в новый архитектурный ансамбль. 1927

    С.А. Торопов. Проект включения церкви Николая Чудотворца в Мясниках в новый архитектурный ансамбль. 1927

  • Копия обмера И. Рыльского. Церковь Воскресения в Ракулах. Конец ХVII. План, разрез. 1940

    Копия обмера И. Рыльского. Церковь Воскресения в Ракулах. Конец ХVII. План, разрез. 1940


Возврат к списку

Поделиться