За синей птицей

Новогодняя выставка Галереи Роза Азора и Музея МХАТ в Доме-музее К.С. Станиславского «За синей птицей. Дина Хайченко, Екатерина Рожкова». 10.12.2021 – 22.01.2022

Музей МХАТ и Галерея Роза Азора проводят новогоднюю выставку «За синей птицей. Дина Хайченко, Екатерина Рожкова» в Доме-музее К.С. Станиславского с 10 декабря 2021 по 22 января 2022 года. История Московского Художественного театра – это история мечты о синей птице, наделяющей способностью поверить в себя и в своё предназначение. Константину Сергеевичу Станиславскому и Владимиру Ивановичу Немировичу-Данченко удалось создать свой театр в 1898 году, выстроить свою систему, на столетие определившую принципы актерского мастерства на всех мировых сценах. В выставочном пространстве палат 17 века эта история представлена через макеты, эскизы и фотографии знаменитых постановок зимних сказок «Снегурочка» (1900), «Синяя птица» (1908), «Двенадцать месяцев» (1948) и работы современных художников Дины Хайченко и Екатерины Рожковой.

По какому бы адресу ни оказалась московская галерея «Роза Азора», под Новый год она всегда готовит чудо. Вот уже больше двадцати лет ей в этом помогает петербургская художница Дина Хайченко, много знающая о чудесах. Новогодний проект «За синей птицей», создан по рецепту «всякого уважающего себя зимнего домашнего праздника». Полумрак. Елка. Свет, желтый чайный цвет, еще раз свет. А конструкции из удивительного материала (папье-маше ручной выделки из хлопковых волокон на проволочном каркасе), изобретенные Диной Хайченко, никогда не повторяют друг друга. Они могут «обернуться кем угодно»: от московских высоток до ширм, от рыбы на ножках до дирижаблей, от улитки-гиганта до рождественского вертепа. Именно он, наиболее доступно описывает пространства, создаваемые художницей – локальный свет изнутри, формирует сцену, кулисы, тайну, ожидание. Вертеп, освещающий лишь то, до чего дотягивается сам и до чего позволила ему дотянуться Дина.

«Кукольные дома» – одна из почтеннейших традиций европейского декоративного искусства. В Европе такие игрушки известны примерно с XVI века. Существует много их разновидностей, отличающихся размерами, способом изготовления и использованными для этого материалами, художественной ценностью. Дина Хайченко нанесла на «вымышленную карту Москвы» дома Станиславского: дом Алексеевых на Таганке, дом у Красных ворот, фабрику Алексеевых по производству золотой канители на нынешней ул. Станиславского; театр Щукина в Саду «Эрмитаж». На этой «карте» присутствуют московский цирк и Большой театр. Москва Хайченко милее, спокойнее, уютнее города за стенами Дома Станиславского. В ней позволено быть и фигуркам из вымышленного кукольного театра Станиславского, и праздно шатающимися гулякам и нам с вами.

Второй автор рождественской феерии – Катя Рожкова, хорошо известная московским посетителям и завсегдатаям «Розы Азора». Для нее театрализация повседневности и, наоборот, поиски повседневного в театральном, выдуманном, мире – суть и смысл искусства. Катя Рожкова и Дина Хайченко играют с нами в хитрую игру. «Женское» искусство, подчеркнутое рукоделие, домашний театр, куклы, костюмы персонажей классических мхатовских спектаклей оборачиваются новогодним представлением и пронзительным разговором о прошлом и наших с ним отношениях. Здесь все не совсем такое, как кажется в начале. Театральные костюмы плоские и не приспособлены для ношения. Ватные фигурки пляшут танец ярких цветов, а дома все как один бело-желтые. Кони Большого театра «прорывают несуществующие вокруг них небеса». А все вместе «сплетается» в один большой спектакль.

Символизм «Синей птицы» Метерлинка, вдохновивший Станиславского, впустил во взрослый мир фантазии, доступные прежде всего детям. Так же поступают сегодня художницы «Розы Азора». Чтобы воспринимать их искусство, взрослые должны стать немного детьми, войти в «черный кабинет» сцены вслед за великим жителем этого дома и его героями. Лучшим «экскурсоводом» этой выставки мог быть Станиславский. Режиссер, объявивший труппе Художественного театра после чтения этой странной пьесы: «Прежде всего, нам надо передать на сцене непередаваемое». Он хотел «изобразить на сцене сон, мечту, предчувствие, сказку. Это кружевная работа». Такое же «кружево ассоциаций» плетут Дина Хайченко и Катя Рожкова, в работах которых, казалось бы, все проще простого. Но они создают ощущение Нового года, Рождества, ожидания чуда и исполнения желаний. Зимние праздники – лучшее время, чтобы погрузиться в мир чудесной сказки.

  • Дина Хайченко. Выставка За синей птицей

    Дина Хайченко. Выставка За синей птицей

  • Дина Хайченко. Выставка За синей птицей

    Дина Хайченко. Выставка За синей птицей

  • Дина Хайченко. Выставка За синей птицей

    Дина Хайченко. Выставка За синей птицей

  • Дина Хайченко. Выставка За синей птицей

    Дина Хайченко. Выставка За синей птицей

  • Дина Хайченко. Выставка За синей птицей

    Дина Хайченко. Выставка За синей птицей

  • Дина Хайченко. Выставка За синей птицей

    Дина Хайченко. Выставка За синей птицей

  • Дина Хайченко. Выставка За синей птицей

    Дина Хайченко. Выставка За синей птицей

  • Дина Хайченко. Выставка За синей птицей

    Дина Хайченко. Выставка За синей птицей

  • Дина Хайченко. Выставка За синей птицей

    Дина Хайченко. Выставка За синей птицей

  • Дина Хайченко. Выставка За синей птицей

    Дина Хайченко. Выставка За синей птицей

  • Дина Хайченко. Выставка За синей птицей

    Дина Хайченко. Выставка За синей птицей

  • Екатерина Рожкова. Выставка За синей птицей

    Екатерина Рожкова. Выставка За синей птицей

  • Екатерина Рожкова. Выставка За синей птицей

    Екатерина Рожкова. Выставка За синей птицей

  • Екатерина Рожкова. Выставка За синей птицей

    Екатерина Рожкова. Выставка За синей птицей

  • Екатерина Рожкова. Выставка За синей птицей

    Екатерина Рожкова. Выставка За синей птицей

  • Екатерина Рожкова. Выставка За синей птицей

    Екатерина Рожкова. Выставка За синей птицей


Возврат к списку

Поделиться