Восточный джаз

Выставка Восточный джаз / East-West Jazz в ГМИИ им. А.С Пушкина. 1 октября – 15 ноября 2019 года

Директор ГМИИ им. А.С Пушкина Марина Лошак отметила, что осенний проект Восточный джаз / East-West Jazz демонстрирует «драматургически новый подход к созданию выставок» и предлагает совершенно новый взгляд на абстрактное искусство. В едином художественном контексте показаны образцы среднеазиатских икатов из коллекции Александра Клячина и шедевры мастеров послевоенной абстракции, хорошо знакомых западному зрителю, но еще редко выставляемых в России.

По замыслу главного куратора Сурии Садековой «концепция выставки многослойная: о коллекционировании, об искусстве Востока, о послевоенной абстракции, о джазе». Сокуратор и автор художественного оформления экспозиции Патрик Уркад (Patrick Hourcade) оценил концепцию Восточного джаза как оригинальную и превосходную, философскую и созерцательную.

Экспозиция – оригинальная визуальная параллель между икатами (ткань с восточными узорами, созданная на ткацком станке по специальной технологии ручного окрашивания) и послевоенной абстрактной живописью. Она включает 34 халата (самым старинным из них примерно 200 лет), ткани, из редкой коллекции Александра Клячина и 20 картин из собрания Жана Клода Гандюра (Jean Claude Gandur).

Он владелец одного из крупнейших в мире собраний послевоенной европейской живописи. В 2010 году Гандюр основал Fondation Gandur pour l’Art, чтобы все желающие могли увидеть эти работы. Для экспонирования на выставке Восточный джаз / East-West Jazz он предоставил произведения послевоенной абстракции именитых художников: Жана Базена (Jean Bazaine) Виктора Вазарели (Victor Vasarely), Николя де Сталя (Nicolas de Stael), Симона.Антаи (Simon Hantai), Ганса Хартунга (Hans Hartung). Также из фонда Гандура присутствуют работы группы Supports/Surfaces, таких как: Клод Виаллат (Claude Viallat), Ж-П. Пинсемен (Jean-Pierre Pincemin), Патрик Сайтур (Patrick Saytour). Гандюр объяснил, что ничего не бывает случайного. «Мои мать и отец – русские, семья эмигрировала в 1923 году, для меня сегодня возможность побывать в Москве – волнующее событие, шанс вернуться к корням, побывать в том городе, где выросли мои бабушка и дедушка, и вновь почувствовать свою славянскую составляющую».

Несомненно, впечатляют 10 превосходных работ из собрания Centre Pompidou. Дополняют выставку живописная «Импровизация № 20 (Две лошади)» Василия Кандинского и три его акварели из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина.

В противоположном пространстве Восточного джаза – «Двадцать пять кругов на черном фоне» (фактически – 23 круга) самая сложная в экспонировании работа Даниеля Бюрена (Daniel Buren). Один из известнейших французских художников, утверждает, что его произведения нельзя назвать ни живописью, ни скульптурой: «То, что показано, есть только то, что показано».

Там же представлены «вертикальные» работы Джоан Митчелл, в том числе поздний колоритный холст «Поля». У американской художницы Джоан Митчелл (Joan Mitchell) репутация классика абстрактного экспрессионизма. В 1959 году она навсегда поселилась во Франции и творила там до конца жизни. На торгах Christie’s в Нью-Йорке в мае 2014 года, ее работу «Без названия» продали за $11925000.

В центре Белого зала соорудили «бассейн со стеклянными перегородками». Там находятся 14 графических произведений из серии «Джаз» Анри Матисса (Henri Matisse). Книгу «Джаз» без текста, Муза художника, его друг и помощник, Лидия Делекторская подарила музею в 1959 году. После смерти художника Пабло Пикассо охарактеризовал его творчество одной фразой «Матисс всегда был единственным и неповторимым». Его графику очень удачно «разложили» рядом с икатами, что позволяет и детям и взрослым посетителям замечать и воспринимать схожую «динамику цвета, форм, рисунка».

И немного о джазе… «Прежде всего, где бы вы ни услышали джаз, его всегда гораздо легче узнать, чем описать словами. Но в самом первом приближении мы можем определить джаз как полуимпровизационную музыку, возникшую в результате 300-летнего смешивания на североамериканской земле двух великих музыкальных традиций – западноевропейской и западноафриканской, т. е. фактического слияния белой и чёрной культуры» (президент и директор Нью-йоркского института по изучению джаза Маршалл Стернс). В 1920-е годы постепенно формируется главный принцип джаза – не догма, не форма, а импровизация. Первый джазовый концерт в Москве организовал поэт, танцор и хореограф Валентин Парнах в 1922 году, а через несколько лет, джаз стал популярным и в Петербурге. На протяжении десятилетий во многих странах джаз пытались разными способами запретить и игнорировать, но его невероятная популярность оказалась сильнее запретов. В 2000-е годы джаз, что называется, «обрёл новое дыхание», а Интернет и цифровые технологии позволили ему стать одним из самых признанных музыкальных стилей XXI века.

Вот так креативный проект «Восточный джаз», «развернувшийся на главной выставочной оси» ГМИИ им. А.С. Пушкина, дает возможность «увидеть абстрактное искусство под новым углом зрения».

  • Александр Колдер. Листья и цветы. 1966

    Александр Колдер. Листья и цветы. 1966

  • Анри Матисс. Les Codomas. Из серии Джаз. 1947

    Анри Матисс. Les Codomas. Из серии Джаз. 1947

  • Женское платье Куртай пешкушо. Бухара. Кон. XIX в.

    Женское платье Куртай пешкушо. Бухара. Кон. XIX в.

  • Анри Матисс. Тобоган. Из серии Джаз. 1947

    Анри Матисс. Тобоган. Из серии Джаз. 1947

  • Анри Матисс. Икар. Из серии Джаз. 1946

    Анри Матисс. Икар. Из серии Джаз. 1946

  • Женское платье Курта. Фергана. Посл. треть XIX в.

    Женское платье Курта. Фергана. Посл. треть XIX в.

  • Женская одежда Мунисак. Бухара. Вт. пол. XIX в.

    Женская одежда Мунисак. Бухара. Вт. пол. XIX в.

  • Василий Кандинский. Композиция Б. 1916

    Василий Кандинский. Композиция Б. 1916

  • Василий Кандинский. Импровизация 20. 1911

    Василий Кандинский. Импровизация 20. 1911

  • Жан Базен. Камни, деревья и равнины. 1952

    Жан Базен. Камни, деревья и равнины. 1952

  • Открытие выставки Восточный джаз / East-West Jazz

    Открытие выставки Восточный джаз / East-West Jazz

  • Открытие выставки Восточный джаз / East-West Jazz

    Открытие выставки Восточный джаз / East-West Jazz

  • Морис Эстев. Drolu du Haut. 1964

    Морис Эстев. Drolu du Haut. 1964

  • Лучио Фонтана. Пространственная концепция. 1968

    Лучио Фонтана. Пространственная концепция. 1968

  • Виктор Вазарели. Алтай III. 1955-58

    Виктор Вазарели. Алтай III. 1955-58

  • Виктор Вазарели. Вегавив II. 1955

    TВиктор Вазарели. Вегавив II. 1955ext

  • Александр Колдер. Круги и шары. 1966

    Александр Колдер. Круги и шары. 1966

  • Николя де Сталь. Угол мастерской на синем фоне. 1955

    Николя де Сталь. Угол мастерской на синем фоне. 1955

  • Николя де Сталь. Серая композиция. 1949

    Николя де Сталь. Серая композиция. 1949

  • Шимон Хантаи. Безгрешность. 1962

    Шимон Хантаи. Безгрешность. 1962

  • Клод Виала. 1970/048. 1970

    Клод Виала. 1970/048. 1970

  • Женское нарядное платье курта. Бухара. Конец XIX в.

    Женское нарядное платье курта. Бухара. Конец XIX в.

  • Жерар Шнайдер. Без названия. 1944

    Жерар Шнайдер. Без названия. 1944

  • Мужской халат тун. Самарканд. Вт. пол. XIX в.

    Мужской халат тун. Самарканд. Вт. пол. XIX в.

  • Гир ван Вельде. Композиция. 1944

    Гир ван Вельде. Композиция. 1944

  • Даниель Бюрен. 25 кругов на черном фоне. 1991

    Даниель Бюрен. 25 кругов на черном фоне. 1991

  • Марина Лошак на открытии выставки

    Марина Лошак на открытии выставки

  • Жан-Мишель Атлан. Дао. 1956

    Жан-Мишель Атлан. Дао. 1956

  • Женский халат. Самарканд. Перв. пол. XIX в.

    Женский халат. Самарканд. Перв. пол. XIX в.

  • Жан Базен. Mars, le Torrent. 1956

    Жан Базен. Mars, le Torrent. 1956

  • Мужской халат тун, Бухарский эмират. Вт. пол. XIX в.

    Мужской халат тун, Бухарский эмират. Вт. пол. XIX в.

  • Патрик Сэйтур. Просмоленные складки. 1973

    Патрик Сэйтур. Просмоленные складки. 1973

  • Жан Бертоль. Инструменты страсти. 1957

    Жан Бертоль. Инструменты страсти. 1957

  • Альфред Манесье. Снежные польдеры. 1956

    Альфред Манесье. Снежные польдеры. 1956

  • Жан-Пьер Пансмен. Без названия. 1968-73

    Жан-Пьер Пансмен. Без названия. 1968-73

  • Андре-Пьер Арнал. Складка и сгиб. 1971

    Андре-Пьер Арнал. Складка и сгиб. 1971

  • Франсуа Морелле. Шедевр уникальный и недорогой. 1926

    Франсуа Морелле. Шедевр уникальный и недорогой. 1926

  • Франсуа Морелле. Без названия. 1970

    Франсуа Морелле. Без названия. 1970

  • Серж Поляков. Абстрактная композиция. 1956

    Серж Поляков. Абстрактная композиция. 1956

  • Женское платье куртайи пешкушо, бухарский крой. Вт. пол. XIX в.

    Женское платье куртайи пешкушо, бухарский крой. Вт. пол. XIX в.

  • Джим Дайн. Кожаный галстук композитора. 1961

    Джим Дайн. Кожаный галстук композитора. 1961

  • Жан Депотте. Metasphere III

    Жан Депотте. Metasphere III

  • Ганс Хартунг. Т 1947-3. 1947

    Ганс Хартунг. Т 1947-3. 1947

  • Женский зимний халат чапан. Хорезм. Вт. пол. XIX в.

    Женский зимний халат чапан. Хорезм. Вт. пол. XIX в.

  • Мужской халат тун, Бухара. Вт. пол. XIX в.

    Мужской халат тун, Бухара. Вт. пол. XIX в.

  • Выставка. Центральная галерея

    Выставка. Центральная галерея


Возврат к списку

Поделиться