Биография. Модель для сборки

Выставка «Биография. Модель для сборки». Сессия V проекта «Удел человеческий». ММОМА, Гоголевский бульвар, 10. 13.11.2019 – 02.02.2020

Московский музей современного искусства, Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) и Еврейский музей и Центр толерантности представляют пятую сессию масштабного междисциплинарного проекта «Удел человеческий», который разворачивается на протяжении семи лет на крупнейших музейных площадках Москвы. На этот раз темой для размышлений стал феномен биографии – ее место и значение в современной культуре. Представленная выставка «Биография. Модель для сборки» демонстрирует видео-работы, инсталляции, фотографии, объекты и скульптуры 14 художников со всего мира. Часть произведений создана специально к проекту в ММОМА

Выставка, название которой позаимствовано у биографического романа Хулио Кортасара, предпринимает попытку отразить целый ряд основных парадоксов, составляющих в своей совокупности суть феномена биографии. Каждый художник получил в распоряжение целый зал, чтобы сделать отдельное собственное высказывание, хотя проект, в то же время, может быть разделен на несколько глав.

Феномен биографии включает неминуемый нарциссизм, при котором объект и субъект исследования совпадают. Этот нарциссизм, в свою очередь, предполагает и игру фантазии художника о самом себе – так, на выставке представлены проекты Павла Альтхамера и Петера Фридля, воображающих свои биографии в их еще нереализованной завершенности.

«Модель для сборки» иллюстрирует дихотомию завершенности и статичности биографического повествования (например, проект Максима Шера, в котором меняться может лишь оптика взгляда, но не сама история, прочерченная курсивом) и ее изменчивости, ежесекундной способности биографии к корректировке (проект Анри Сала о несовпадении биографии в разных точках ее отслеживания).

Биография подразумевает определенную монументальность, однако тон выставки далеко не всегда столь серьезен: Сергей Братков раскрывает свою жизненную историю через борьбу с вредной привычкой курить, а Марко Мяетамм последовательно архивирует сцены и курьезы своей повседневной семейной жизни. Выставка развивает своеобразную топонимику феномена биографии: автобиографичность (проекты Недко Солакова, Жанны Гладко и Баби Бадалова), выдуманные биографии и идентичности (проект Роее Розена), биография как часть большой истории (работы Амалии Ульман и Даниэлы Комани) и как история семейная или групповая (проект Воробьевых). Финальный проект Ольги Чернышевой показывает, что биография, является определенным конструктом, но конструирование может происходить по множеству сценариев: от фикции до своеобразной археологии, от формального жизнеописания до глубоко личного повествования от первого лица.

Кураторы: Виктор Мизиано, Анна Журба. Художники-участники выставки: Недко Солаков, Баби Бадалов, Сергей Братков, Петер Фридль, Даниэла Комани, Анри Сала, Амалия Ульман, Ольга Чернышева, Роее Розен, Виктор и Елена Воробьевы, Марко Мяетамм, Жанна Гладко, Павел Альтхамер, Максим Шер.

  • Недко Солаков. Что если. 2019

    Недко Солаков. Что если. 2019

  • Марко Мяэтамм. Голубые истории. 2010

    Марко Мяэтамм. Голубые истории. 2010

  • Ольга Чернышева, Люстры в лесу. Инсталляция. 2017

    Ольга Чернышева, Люстры в лесу. Инсталляция. 2017

  • Марко Мяэтамм. Игры за власть. 2010

    Марко Мяэтамм. Игры за власть. 2010

  • Павел Альтхамер. Яцек Ташковский. Мезалия. 2010

    Павел Альтхамер. Яцек Ташковский. Мезалия. 2010

  • Анри Сала. Интервью. 1998. Видео

    Анри Сала. Интервью. 1998. Видео

  • Анри Сала. Интервью. 1998. Видео

    Анри Сала. Интервью. 1998. Видео

  • Максим Шер. Отдаленный, звучащий чуть слышно вечерний вальс. 2013-19

    Максим Шер. Отдаленный, звучащий чуть слышно вечерний вальс. 2013-19


Возврат к списку

Поделиться