11 января

Пармиджанино

11 января День рождения Пармиджанино (Girolamo Francesco Maria Mazzola detto Parmigianino, 1503–1540) – итальянского художника и гравера эпохи Возрождения. Судьбу художника окружают легенды. Его отец, пармский художник Филиппо Маццола (Philippo Mazzola), умер, когда Франческо было всего два года. Мальчика воспитывали братья отца – тоже художники – Микеле и Пьетро Иларио. Джоржо Вазари в своих знаменитых «Жизнеописаниях прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов» писал о работах Пармиджанино, что художник «придавал фигурам своим прелесть, сладость и нежность». Его портреты отличаются виртуозной «физиогномической и психологической» трактовкой, четкой передачей изысканных нарядов, и одновременно пронизаны «астральным, метафизическим духом». Пармиджанино рано проявил большую одарённость: свою первую картину – «Крещение Иисуса», он написал в 16 лет. В 1522 году Пармиджанино создавал фрески для Chiesa di San Giovanni Evangelista в Парме, одновременно с Корреджо, расписывающим там купол. Одна из самых известных работ художника – фрески La Metamorfosi Овидия, в соборе Fontanellato. Летом 1524 года Пармиджанино вместе с дядями посетил Рим. Он восхищался творчеством Рафаэля, копировал его Станцы и картоны для шпалер, выполненные для Сикстинской капеллы. Пармиджанино преподнёс несколько картин папе Клименту VII, в том числе «Автопортрет в выпуклом зеркале» на деревянной полусфере, где мастерски передал оптическую деформацию отражения.

В 1527 году Пармиджанино прибыл в Болонью на четыре года. Там его первой картиной был «Святой Рох с донатором» для главного собора La Basilica di San Petronio. Вторая – Обращение Савла, «по силе преображающей реальность фантазии и формальной отвлечённости» не имеет прецедентов. Возвратившись в Парму, Пармиджанино, кроме других произведений, написал одну из самых знаменитых – «Мадонну с длинной шеей» (около 1535). В мае 1531 года он получил заказ на фресковую роспись в Basilica Santa Maria della Steccata. Главной темой было Коронование Марии (Incoranazione della Vergine di Maria), а весь «проект» необходимо было выполнить за 18 месяцев. Художник привлёк помощников и работал с ним в течение 1533-1539 годов. Так как поставки нужных материалов были непредсказуемы, работа бесконечно прерывалась, а церковные служители были явно недовольны необычным замыслом художника. Только в 1539 году Пармиджанино завершил роспись арки presbiterio, с классическими пропорциями и живописными мотивами, типичным для архитектуры римских дворцов. За невыполненный в срок заказ, был приговорён к тюремному заключению (1539), выпущен под залог, бежал из Пармы в городок Casalmaggiore.

Виртуозное мастерство Пармиджанино проявилось также в его многочисленных рисунках и первых в Италии офортах. Опыты Пармиджанино в графике неразрывно связаны с его живописью. Каждой живописной работе предшествовали многочисленные подготовительные рисунки, он не был первооткрывателем этой техники, но сделал многое для раскрытия её художественных возможностей. Как писал Вазари, Пармиджанино увлекался магией и алхимией. По одной из легенд, он умер от отравления парами ртути после алхимических опытов в возрасте 37 лет.

  • Parmigianino. Autoritratto col Cappollo Rosso. 1540. Galleria Nazionale di Parma

    Parmigianino. Autoritratto col Cappollo Rosso. 1540. Galleria Nazionale di Parma

  • Parmigianino. Selfportrait in Convex Mirror. 1523-1524. KHM, Wien

    Parmigianino. Selfportrait in Convex Mirror. 1523-1524. KHM, Wien

  • Parmigianino. Antea. 1530-1535. Museo Capodimonte, Napoli

    Parmigianino. Antea. 1530-1535. Museo Capodimonte, Napoli

  • Parmigianino. Schiava Turca. 1530-s. Galleria Nazionale di Parma

    Parmigianino. Schiava Turca. 1530-s. Galleria Nazionale di Parma

  • Parmigianino. Madonna dal collo lungo. 1534-1540. Galleria degli Uffici, Florence

    Parmigianino. Madonna dal collo lungo. 1534-1540. Galleria degli Uffici, Florence

  • Parmigianino. Spill of Paul. 1527-1528. Kunsthistorischesmuseum, Wien

    Parmigianino. Spill of Paul. 1527-1528. Kunsthistorischesmuseum, Wien

  • Parmigianino. Baptism of Christ. 1520-s. Gemaldegalerie, Berlin

    Parmigianino. Baptism of Christ. 1520-s. Gemaldegalerie, Berlin

  • Parmigianino. Galezzo Santivale. 1524. Museo Capodimonte, Napoli

    Parmigianino. Galezzo Santivale. 1524. Museo Capodimonte, Napoli

  • Parmigianino. Matrimonio mistico di Santa Caterina. 1527. National Gallery, London

    Parmigianino. Matrimonio mistico di Santa Caterina. 1527. National Gallery, London

  • Parmigianino. Ritratto di Camilla Gonzaga coi figli. 1939-1940. Prado, Madrid

    Parmigianino. Ritratto di Camilla Gonzaga coi figli. 1939-1940. Prado, Madrid

  • Parmigianino. Santa Barbara. 1522. Museo del Prado, Madrid

    Parmigianino. Santa Barbara. 1522. Museo del Prado, Madrid

  • Parmigianino. Cupido taglia un Arco. 1534-1535. Kunsthistorischesmuseum, Wien

    Parmigianino. Cupido taglia un Arco. 1534-1535. Kunsthistorischesmuseum, Wien

  • Parmigianino. La Sagrada familia con angeles. 1524. Museo del Prado, Madrid

    Parmigianino. La Sagrada familia con angeles. 1524. Museo del Prado, Madrid

  • Parmigianino. Pallas Athena. 1539. Royal Collection, London

    Parmigianino. Pallas Athena. 1539. Royal Collection, London

  • Parmigianino. Malatesta Baglioni. 1537. Kunsthistorischesmuseum, Wien

    Parmigianino. Malatesta Baglioni. 1537. Kunsthistorischesmuseum, Wien

  • Parmigianino. Ritratto di giovinetto. 1520-1530. Galleria Borghese, Rome

    Parmigianino. Ritratto di giovinetto. 1520-1530. Galleria Borghese, Rome

  • Parmigianino. Isabella d'Este. 1530s. Royal Collection, London

    Parmigianino. Isabella d'Este. 1530s. Royal Collection, London

  • Пармиджанино. Любовная пара. 1529-1530. Эрмитаж, С-Петербург

    Пармиджанино. Любовная пара. 1529-1530. Эрмитаж, С-Петербург

  • Пармиджанино. Юдифь. 1525-1527. Эрмитаж, С-Петербург

    Пармиджанино. Юдифь. 1525-1527. Эрмитаж, С-Петербург

  • Пармиджанино. Венера и Амур. Эрмитаж, С-Петербург

    Пармиджанино. Венера и Амур. Эрмитаж, С-Петербург

  • Giovanni Gherici. Monumento di Parmigianino, Parma. 1879

    Giovanni Gherici. Monumento di Parmigianino, Parma. 1879


Возврат к списку

Поделиться